Об учебном процессе

Учебный процесс регламентируется рядом документов, из которых студенту необходимо знать следующие.

Учебный план – документ, определяющий содержание, виды и режим учебной работы. В нем на основании федерального государственного образовательного стандарта указано количество часов (общих и аудиторных), отводимых на изучение каждой дисциплины, с распределением по курсам, семестрам и видам учебной работы (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), а также формы контроля знаний студентов (зачет, экзамен и др.). С учебным планом можно ознакомиться в учебной части филиала.

График учебного процесса в соответствии по неделям в пределах установленных календарных сроков обучения теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии и каникулы, практики, а также время на подготовку и защиту дипломной работы.

Учебный год (курс) в вузе делится на два семестра – осенний и весенний, каждый из которых завершается зачетно-экзаменационной сессией – зимней или летней. После окончания зимней сессии выделяется время (как правило, две недели) для каникул. Весенний семестр, кроме сессии, включает обычно несколько недель практики – учебной или производственной, а длительность летних каникул может изменяться в зависимости от курса.

На основе графика и учебного плана составляется расписание занятий, определяющее ритм учебного процесса. Основной элемент учебного занятия в вузе – академический час (45 минут). Обычно одно занятие – это два академических часа, т.е. так называемая учебная «пара». Начало занятий по очной форме обучения, как правило, с 9 часов.

В расписании отдельно для каждой академической группы названы преподаватель, время и аудитория для проведения занятий. На лекции по общеобразовательным дисциплинам группы могут объединяться в потоки (по несколько групп). Лабораторные занятия и занятия по иностранному языку проводятся, как правило, с подгруппой 12-16 человек.

Занятия по физической культуре (они так же важны, как и прочие!) проводятся на базе спорткомплекса «Гранит», а в теплое время года – на стадионе.

Содержание учебных дисциплин (разделов, тем) детально изложено в учебных программах с указанием последовательности их изучения, также обязательно приводится список рекомендуемой литературы и, как правило, даются экзаменационные или зачетные вопросы. Все учебные программы имеются в библиотеке филиала.

Для более эффективного усвоения содержания изучаемых дисциплин студенты могут использовать разработанные преподавателями методические указания, содержащие советы и практические рекомендации по изучению учебного материала (с учетом его специфики), по работе с литературой, выполнению домашних работ.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная учебная деятельность студента является неотъемлемой частью образовательного процесса в целом. Основной задачей самостоятельной работы является развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков и активного интереса к приобретению этих знаний.

В учебных планах на самостоятельную работу студента отводится при очной форме обучения 50-60% от всего времени, планируемого на изучение данной дисциплины. Самостоятельная студенческая работа делится на два вида: обязательную и дополнительную.

Обязательная самостоятельная работа студентов осуществляется в процессе занятий и при подготовке к ним. Она имеет разнообразные формы: решение задач, выполнение упражнений, составление схем, графиков, чертежей, как на занятиях, так и дома (или в библиотеке). Кроме того, возможны различные формы домашних заданий, включающие подготовку к занятиям: изучение материалов лекций и соответствующей литературы, написание рефератов, составление отчетов по практике и по лабораторным работа, подготовка к контрольным работам, зачетам и экзаменам, выполнение курсовых и дипломных работ.

С курсовых работ, требующих решения комплекса взаимосвязанных задач – учебных, научных, технических и др., – начинается профессиональное становление студентов. По ходу выполнения курсовых работ происходит активный процесс закрепления знаний студентов, полученных на лекциях и других занятиях, расширение этих знаний путем самостоятельной проработки специальной и справочной литературы. На курсовых работах проверяется способность студентов творчески мыслить и находить оптимальные пути в выборе решений.

Выпускная квалификационная работа (проект) является заключительной самостоятельной работой студента на последнем году обучения. По своему содержанию она должна представлять собой оригинальное научное исследование, освещающее одну из актуальных проблем в области будущей профессиональной деятельности выпускника.

Все виды обязательной самостоятельной работы студента, так или иначе, обязательно оцениваются преподавателем в ходе занятий или в конце семестра.

Дополнительная самостоятельная работа осуществляется исходя из личных интересов и склонностей студентов. Это может быть учебная исследовательская деятельность, выполнение лабораторных и практических работ по особым программам, составление научных и обзорных рефератов, подготовка докладов и сообщений и выступление с ними на студенческой конференции – т.е. все, что связано с самостоятельным поиском, экспериментом, оригинальными решениями.

 

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Учебная практика дополняет и углубляет теоретические знания студентов, связывает обучение с будущей деятельностью специалиста, прививает интерес к этой деятельности, акцентирует ее профессиональную направленность. Обычно учебная практика включает специальные экскурсии, на которых студенты знакомятся с объектом научного или практического значения, а затем систематизируют материалы наблюдения в отчет. Основная цель производственной практики – глубокое изучение студентами особенностей возможного места производственной деятельности после окончания высшей школы.

Преддипломная практика в соответствии со своим наименованием является заключительной практической подготовкой студентов и проводится перед выполнением дипломных работ или дипломных проектов.

Для оказания помощи студентам в прохождении любого вида практики в библиотеке имеются соответствующие программы и методические указания, разработанные ее руководителями.

Обеспечение студентов учебной литературой, как правило, осуществляется через вузовскую библиотеку, где можно работать в читальном зале или взять книги на дом.

Кроме вузовской студенты могут воспользоваться городской библиотекой или библиотеками предприятий; возможно также получение нужной книги через межбиблиотечный абонемент по заявке, поданной в библиотеку.

 

КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важными элементами учебного процесса являются проверка и оценка знаний студентов на их соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта. Аттестация учебной работы проводится на основе Положения, утвержденного ректором ДВФУ.

Текущий контроль – это промежуточная аттестация по всем изучаемым дисциплинам дважды в семестр в соответствии с графиком учебного процесса. Аттестационные оценки проставляются в специальные ведомости по пятибалльной системе (0, 2, 3, 4, 5) на основе текущей успеваемости по всем видам домашних заданий, по результатам контрольных работ, тестирования, опроса и т.д. Ноль означает невыполнение студентом плана учебной работы или отсутствие на занятиях.

За систематическую неудовлетворительную аттестацию к студентам в установленном порядке могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления за академическую неуспеваемость.

Периодический семестровый контроль проводится во время сессий при сдаче зачетов, экзаменов и курсовых работ. Целью семестрового контроля является оценка степени усвоения студентами определенных объемов содержания учебных программ, единых для всех форм обучения.

Зачеты проставляются, как правило, на основе текущего контроля: по результатам защиты лабораторных работ, выполнения и сдачи расчетно-графических и контрольных работ. Оценки по курсовым работам выводятся с учетом защиты их студентами. Все зачеты обычно принимаются до начала экзаменационной сессии.

К сдаче семестровых (курсовых) экзаменов студенты допускаются, как правило, при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, включая зачет по физической культуре.

Пересдача экзаменов производится в конце сессии по отдельному расписанию по направлениям деканата. Допускается одна попытка пересдачи с неудовлетворительной оценки. Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается деканатом как исключение на основании личного заявления студента.

Подлежащими отчислению за академическую неуспеваемость считаются студенты:

  • не сдавшие в сессию экзамены и зачеты по трем и более дисциплинам;
  • имеющие по результатам сдачи экзаменов две неудовлетворительные оценки по одной дисциплине;
  • не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности.

 

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОТПУСКОВ

Академический отпуск – это отпуск, предоставленный студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.) продолжительностью не более 12 календарных месяцев.

Основанием для издания приказа с предоставлением академического отпуска является:

по медицинским показаниям – личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии государственного учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента;

в других исключительных случаях – личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основание для получения академического отпуска с указанием причины.

Выход на занятия после академического отпуска оформляется приказом ректора на основании заявления студента.

Сайт головного вуза г. Владивосток - www.dvfu.ru